СЕКС: когда и как говорить с детьми об этом?
Интервью с Юлией Ярмоленко


Источник: интервью в эфире RADIO MORE.FM

С. Бронецкая: Привет-привет, снова KidFriendly в эфире RADIO MORE.FM. Наш внеплановый выпуск шоу KidFriendly связан с тем, что Терминал 42 продолжает приглашать прекрасных спикеров, встречу с которыми мы не можем отложить или перенести. Мы все бросаем и собираемся в этой студии, чтобы познакомить вас. Сегодня это Юлия Ярмоленко – секс-педагог, тренер по сексуальной грамотности для подростков и взрослых, популяризатор сексуального образования в Украине. Сегодня в 19:00 в Терминале 42 пройдет ее лекция. А сейчас мы постараемся максимально расспросить у Юли, что же ждет слушателей вечером, заинтересовать вас, возможно, вы захотите присоединиться к лекции. И, возможно, возникнут какие-то вопросы у наших зрителей, слушателей RADIO MORE.FM. Юлия, здравствуйте.
Ю. Ярмоленко: Здравствуйте.
С. Бронецкая: В студии Галина Андреева, моя соведущая.
Г. Андреева: Всем привет-привет. Да, мы на самом деле вышли специально из отпуска, чтобы послушать и поговорить на такую важную тему. Юль, все, что перечислила Сильвия – честно говоря, так звучит волнительно – я ожидала увидеть какую-то женщину-вамп на высоких каблуках и с атрибутикой. Как вы созрели в стране, где секса никогда не было, заняться такой темой? Как вы к этому пришли внутренне и внешне? Как это сложилось у вас в жизни?
Ю. Ярмоленко: Спасибо большое за вопрос. Я много рефлексировала на эту тему, анализировала, разбирала, что помогло мне прийти к этому. И я поняла, что в моей жизни всегда были взрослые, когда я была ребёнком и подростком, которые спокойно говорили на эту тему. К сожалению, это не были мои родители. Они такие же, как у всех: стандартные советские родители, которые на эту тему не говорили. Которые уходили от моих вопросов маленького ребенка, говорили: «Вырастешь, узнаешь». Рассказывали что-то про аистов и про магазин, что детей покупают в магазине.
При этом у меня есть старшая сестра. Она на 8 лет меня старше. К моменту, когда мне эта тема стала очень интересна, она уже была студенткой медуниверститета. Когда я ей задавала различные вопросы, жутко хихикая и стесняясь, она абсолютно деликатно, корректно и грамотно отвечала на все мои вопросы. Я думаю, что это стало тем важным фундаментом, который помог мне дальше развиваться в этой теме. Она привозила мне много книжек из разных городов, куда она ездила на разные конференции. И я очень много читала. Сестра подарила мне всю свою литературу. Это и книжки для подростков, например, была такая прекрасная книга В. Шахиджаняна «1001 вопрос про это». Она у меня есть с дарственной надписью автора. Буквально год назад я ее перечитала – она правда чудесна. Думаю: «Боже, эта информация была мне доступна в подростковом возрасте. Это же так круто».
С. Бронецкая: Не у каждого есть сестра старше на 8 лет, которая учится в меде. И не у каждого есть такая возможность. Вы именно выбрали своей профессией в том числе помогать детям узнавать об этом всем.
Г. Андреева: В каком возрасте стоит начинать эту тему с детьми? Или нужно ждать вопросов, которые поступают от детей? Потому что сексуальное образование для меня звучит немного напряженно. У меня малыши – дошкольники, и я понимаю, что мне не хотелось бы прям образовывать их в этом. Как правильно поступить нам как родителям?
Ю. Ярмоленко: Это очень хороший вопрос, потому что здесь нужно различать половое воспитание и сексуальное образование. Это два разных понятия. Конечно, мы чаще говорим о сексуальном образовании, я работаю в сфере сексуального образования. Половое воспитание – это то, что происходит внутри семьи. И это происходит не через лекции, нотации, подачу информации.
Говорить – это не когда мы говорим что-то детям, а когда идет равноценная беседа, равноценный диалог.
С. Бронецкая: Например, правильное поведение родителей в присутствии детей.
Ю. Ярмоленко: Ребенок просто смотрит, как ведут себя родители. Причем ребенок смотрит, как родители контактируют между собой. Как они решают вопросы, скандалы, конфликты. Как они находят компромиссы. Они смотрят на дедушек, бабушек, теть, дядь, крестных – всех взрослых, которые окружают ребенка. Это и есть половое воспитание. Ребенок смотрит, как родитель реагирует на сложные или интимные сцены в фильмах. Закрывают ли глаза? Выходят или не выходят? Это все дает ребенку понимание, как относиться к теме сексуальности, телесности нашего тела. Эти первые такие убеждения, понимание сексуальности, вопросы секса прививаются внутри семьи.
Причем половое воспитание начинается с рождения ребенка. Я всегда говорю и сегодня буду на лекции вечером об этом говорить. Смотрите, ребенок маленький и лежит в кроватке или коляске, изучает свое тело (а младенцы очень активно изучают свое тело) – тянут ноги в рот, за ухо себя дергают…
Г. Андреева: И за писюна себя хватают.
Ю. Ярмоленко: Пока они не трогают гениталии, взрослые умиляются, они счастливы, все восхищаются этим ребенком. Но как только девочка или мальчик находит свои гениталии, родители или бабушки-дедушки руки убирают. И ребенок неосознанно получает первое убеждение, что все тело хорошее, нормальное, его можно изучать. А область гениталий – это запретная зона, которую нельзя трогать, изучать, она какая-то нехорошая. И дальше это продолжается. Сегодня буду говорить об этом тоже – про название половых органов.
Из-за того, что длительный период в постсоветских странах тема секса была табуирована, запретна, не развивался лексикон, использовались эвфемизмы – они двойные. Я думаю, всем знакомы такие слова, как «перчик», «краник». Для девочек сложнее, нет такого единого: то «розочка», то «ракушка» (актуально для Одессы). В Полтавской области, откуда я родом, я слышала даже «вареники». Мама говорит дочке: «Помой свои вареники». Вы же понимаете, что такие названия формируют отношение к своим половым органам. Ребенок точно понимает, что почему-то руку мы «веточкой» или «держачкой», «писачкой» не называем. Рука у нас – рука.
С. Бронецкая: Интересно, откуда это взялось, почему начали придумывать замены?
Г. Андреева: Хорошо, у меня, например, ступор. Как назвать девочке ее орган? Как обратиться и сказать: «Иди помой» и мальчику? Как в книжках по медицине написано?
Ю. Ярмоленко: На самом деле, я рекомендую два простых слова. Для мальчиков всем известное слово «пенис» для обозначения мужского полового органа. И для девочки это слово, которое меньше знакомо даже взрослым, - «вульва». Потому что очень многие взрослые считают, что половые органы женщины называются «влагалище» или «вагина». А по-украински «пихва». Но на самом деле это все синоним одного и того же – это внутренний половой орган. Если мы говорим о наружных половых органах – это только вульва. Понятно, что сейчас многие слушатели возмутятся и скажут: «Не будем же мы говорить своей дочке идти помыть вульву». Немного звучит смешно. В семье родители могут использовать то слово, к которому они привыкли, которое для них комфортно.
Но ребенок должен и должна знать, как называются половые органы девочек и мальчиков. Это прописано в нормативных документах Совета Европы (а Украина входит в Совет Европы), где говорится, что каждый ребенок в возрасте до 5 лет должен знать, как называются половые органы девочки и мальчика – пенис и вульва. Это является частью программы предупреждения насилия. Это помогает детям понять, что тема не запретная. Они могут прийти к родителям и попросить помощи. Им эти слова нужны, чтобы объяснить, если вдруг что-то будет происходить нехорошее – кто-то будет трогать.
Мне понравился пример: если придет ребенок к маме и папе и скажет: «Мы с дядей играли краником», то родители могут не понять, о чем идет речь. А если придет ребенок и скажет: «Мы с дядей играли пенисами» или «Дядя показывал мне пенис», то родители сразу сообразят, о чем речь, и точно смогут предупредит насилие.
С. Бронецкая: Хорошо, мы определились. Первым делом нужно озвучить название, даже если есть желание называть, как называли раньше, чтобы дети знали, как это правильно называется.
Г. Андреева: За ужином. Я просто прокручиваю момент, когда это сообщить. Найти какой-то комфортный момент.
Г. Андреева: Юля, мне интересно. Вы сказали, что ребеночек с самого рождения реагирует, хватает свой писюн, просто нащупывает. И ребенок сразу эмоционально видит реакцию. А как реагировать или не реагировать? Должна быть реакция от родителей?
Ю. Ярмоленко: Я всегда говорю, что в любой непонятной ситуации реагируйте спокойно. Что бы это ни было: застали вы ребенка за мастурбацией, застали вы детей за игрой в доктора. Реагировать абсолютно спокойно. Мне нравится очень пример Петрановской, он просто идеальный. Ей часто задают вопрос: «Что мне делать, если я застала ребенка за мастурбацией?». И Петрановская говорит: «Представьте, что вы зашли в кабинет к своему начальнику, а он мастурбирует. Что вы сделаете? Точно вы не будете бить его по рукам, читать мораль, ругать».
Г. Андреева: Интересное сравнение. Все-таки будет какой-то момент для вдоха-выдоха и владение самим собой.
Ю. Ярмоленко: Если ребенок нас не увидел, мы тихонько закрываем дверь и делаем вид, что нас здесь не было. Мы вообще ничего не видели – не делаем из этого трагедию. Если вы встретились глазами – у родителя есть понимание, что поговорить на это тему нужно, потому что ребенок уже увидел, и стало ему неловко – тогда стоит поговорить. Но первое, что нужно сказать: «Прости, что я не постучал/а». Потому что действительно вопрос: а почему вы не постучали в комнату, а ворвались? Поэтому извиниться, что не постучались. Сказать, что мастурбация – это абсолютно нормально.
Но если ребенок это делает при других детях или взрослых, мы объясняем, что есть вещи, которые мы делаем только наедине с собой: ходим в туалет, ковыряемся в носу, мастурбируем. Это не плохо, не грязно, просто это действительно очень интимный процесс.
Г. Андреева: Маленькие детки часто руки в трусы засовывают. Как это обговорить? Как объяснять такие простые вещи? Я не всегда нахожу, что сказать своим детям. Лезет в трусики – что отвечать? Или вообще не реагировать на это?
Ю. Ярмоленко: Я всегда смеюсь, потому что мы все взрослые – и тоже иногда засовываем руку в трусы. Конечно, мы чаще это делаем, когда наедине с собой. А мужчины иногда и жену не стесняются. Это абсолютно нормально, потому что наши половые органы принадлежат нам – мы делаем с ними все, что хотим, но не нарушая границ других людей, делая это наедине с собой. Дети имеют право запускать руки в трусы. Это даже не про мастурбацию. Может что-то чесаться, что-то некомфортно или приятно.
С. Бронецкая: Может, просто хочется в туалет, но он так занят игрой.
Г. Андреева: Даже элементарно гигиена. Если ребенок поиграл только что, на полу побегал, и потом засовывает ручки в трусики – я переживаю, чтобы это никак не отразилось.
Ю. Ярмоленко: Тогда мы говорим ребенку, что прежде чем засунуть руки в трусы, нужно их помыть, чтобы ничего не занести. Сами гениталии у нас чистые. Поэтому просто помыть руки перед тем, как засовывать их в трусы.
Г. Андреева: А пока он помоет руки, уже забудет об этом.
С. Бронецкая: Вы слушаете KidFriendly на RADIO MORE.FM. в студии Сильвия Бронецкая, Галина Андреева и в гостях у нас Юлия Ярмоленко. Сегодня в 19:00 в Терминале 42 она будет читать лекцию, как говорить с детьми об этом. И сейчас мы расспрашиваем ее интересующие нас вопросы. Мы заговорили о сексуальном образовании и половом воспитании. Этот вопрос очень часто возникает у родителей. До какого возраста родители могут себе позволять ходить по дому раздетыми? Есть границы – это к половому воспитанию.
Ю. Ярмоленко: Это очень сложный вопрос, потому что это то, что решается в каждой семье индивидуально. Есть такая субкультура, как нудисты. Они могут ходить целыми поколениями на нудистские пляжи. Но на самом деле специалисты говорят, что с 3 лет мальчик не должен видеть голой маму, а девочка не должна видеть голым папу. Но бывают разные ситуации в нашей жизни, что даже мы, взрослые, можем зайти к кому-то в комнату случайно, а там кто-то переодевается. Если девочка зашла в ванную и увидела папу голым – он там купается – ничего страшного не произошло. Папа не демонстрирует ей половые органы. Это такой контекст.
То же самое – мам переодевается, а мальчик забежал в комнату. Ничего страшного не произошло. Не нужно кричать на детей «Выйди немедленно», хватать одежду и прикрываться. Мы спокойно реагируем на эту ситуацию, просто приучаем ребенка стучаться. Это удобно – стучаться к детям, и таким образом они учатся стучаться к нам лет с трех, чтобы таких ситуаций не было.
Совет Европы и Конвенция ООН прав детей дают такую поправку: если родители ходят обнаженными по квартире (попивая утром чашечку кофе), это нарушение прав детей. Потому что ребенку очень сложно сказать: «Мама и папа, оденьтесь, пожалуйста, мне неприятно». Дети соблюдают субординацию. Если им неприятно, они будут просто терпеть. Многие взрослые на моих тренингах и лекциях рассказывают, что им было очень неприятно, они не хотели видеть своих родителей голыми. Но родители считали, что они свободные, открытые и занимаются половым воспитанием ребенка. Но это не нормально. После 3 лет нужно соблюдать баланс.
Если говорить о «мама-девочка» и «папа-сын», нужно различать контекст. Папа с сыном ходят в бассейн, папа боится оставлять ребенка принимать душ в кабинке – они могут быть в одной кабинке. Это нормальный контекст. Папа не демонстрирует половые органы. То же самое – мама и девочка. Мама с ребенком идут в кабинку туалета, потому что маме нужно помочь дочке, пока она маленькая. И дочка может в том числе видеть, как мама это тоже делает. Но при этом это не демонстрация, там все прикрыто и ничего не видно.
Если мы не даем адекватную, грамотную информацию, дети начинают верить в те мифы, в которые верили мы с вами. Например, если вставить дольку лимона во влагалище перед половым актом, это защитит от беременности. Либо проспринцеваться кока-колой после полового акта. Дети и подростки иногда верят, что забеременеть можно только в браке, нельзя забеременеть до брака? Откуда это? Потому что когда ребенок спрашивает: «Откуда берутся дети?», часто родители отвечают: «Встречаются мужчина и женщина, влюбляются друг в друга, потом женятся и через 9 месяцев у них рождается ребенок». Детей подводят к тому, что это происходит только в браке. Нужна свадьба, и только после этого рождаются дети. Подростки правда в это верят, есть еще такие. Или есть подростки, которые верят, что нельзя забеременеть до первой менструации или во время менструации, в какой-то день цикла. Это все мифы, неправда. Или про то, как уберегать себя от различных заболеваний народными методами. Дети в это все верят, и к сожалению, часть вины лежит на обществе, которое эту тему табуирует. Мы не говорим на эту тему, очень мало информации.

Иногда я слышу от родителей: «А зачем говорить с детьми о сексе, если у них сейчас есть интернет. Они что угодно загуглят и найдут ответы на все свои вопросы». Меня такие аргументы удивляют, потому что я тогда предлагаю взрослым открыть гугл и ввести в поисковую строчку запрос «как увеличить пенис». И просмотреть те варианты, которые выдает гугл, и понять, где там правда или неправда. Потому что дети точно так же это гуглят и находят разные рецепты, как увеличить пенис. Например, при помощи соды. Погуглите, но я надеюсь, вы понимаете, что это не работает. Или покупают различные таблетки – дай бог, чтобы это были просто витаминки. Покупают разные кремчики, которые могут быть гормональными и нанести вред здоровью. Единственный способ увеличить пенис – хирургический. Все остальное – это развод и не работает. Но дети очень сильно в это верят. Ведутся на эту рекламу и делают с собой разные эксперименты. Поэтому нам нужно сексуальное образование, чтобы мы объяснили, что так делать нельзя – вы только испортите себе здоровье, подорвете его такими способами, нанесете урон и травмируете свои гениталии. А задача сексуального образование – сохранить здоровье и безопасность. Гугл – это хорошо. И на самом деле в интернете много классной, грамотной, научной информации. Но непрофессионалу разобраться, где правда и неправда, особенно подростку или ребенку – очень сложно.
Прежде чем говорить с ребенком на эту тему, нужно самому/самой проработать свою личную сексуальность, свое отношение к этой теме. Если для нас эта тема не что-то страшное и пугающее, то мы можем с ребенком поговорить абсолютно спокойно, деликатно и корректно, передадим свою нормальное отношение к этой теме.
Г. Андреева: Если я кормлю маленького ребенка в присутствии сына, это воспитание? Можно или нельзя? Прикрываться или не прикрываться?
Ю. Ярмоленко: Я думаю, что кормление грудью – это такая холиварная тема.
С. Бронецкая: Это постоянные баттлы. Только не кормить! Или наоборот, кто-то говорит – кормить везде и всюду! В Германии не прикрываются женщины на улице.
Ю. Ярмоленко: Я считаю, что кормление ребенка – это естественный и нормальный процесс. И меня не смущают мамы, которые кормят детей на улицах. Для меня это прекрасный процесс. Я считаю, что, если старшие дети видят процесс кормления ребенка – это не есть для них сексуально. Почему сейчас это раздражает многих? Потому что грудь является сильно сексуализированным объектом. Когда это уйдет, это будет абсолютно нормальным процессом. Я считаю, что кормить младшего ребенка при старших – это нормально.
С. Бронецкая: Можно считать, что Европа более развита, что кормят грудью в общественных местах. Это говорит только о сексуальной образованности европейцев.
Г. Андреева: Это то, к чему готовы или не готовы люди. Мы ведь долго жили в другом мире, и очень сложно перестроиться сразу и сказать, что мы такие свободные. Я вижу за этим многих людей, у которых раскрываются нарушения. Они такие свободные, что нарушают мои границы. Мне не всегда приятно видеть то, что кажется людям свободой. А это уже моя несвобода. Но мы учимся, мы за этим и пришли. Еще меня заинтересовал такой вопрос: как правильно реагировать родителям на сексуальные сцены в фильме? Смотреть с удовольствием, закрывать глаза себе, детям, выходить из комнаты?
С. Бронецкая: Может, просто смотреть на значок 12+, 16+ и не морочить себе голову? Не смотреть вместе с детьми?
Ю. Ярмоленко: Это хороший вариант, мне нравится. Я так давно телевизор не смотрела, надеюсь, что эти значки все-таки стоят. Бывает такое, что родители не ожидают. Более того, часто в сценах намек на секс – это такая легкая эротика, не порнография. Но родители могут смущаться. А парочки, которые целуются в парке или в транспорте – здесь же тоже важна реакция родителей. Реагировать нужно спокойно. Дети очень это чувствуют. Вспомните наше поколение. Я скажу по себе: когда начиналась такая сцена, я просто выходила из комнаты. Делала вид, что мне надо уроки учить, воды попить, в туалет срочно. Я уже не возвращалась.
С. Бронецкая: Мой восьмилетний сын кричит «Фу, фу», закрывает глаза и уходит. Это тоже неправильная реакция?
Ю. Ярмоленко: Это неплохо. У детей есть определенный период. Раньше он приходился на 10-12 лет, сейчас может начинаться чуть раньше. У них есть отвращение к теме секса и сексуальности. Они действительно говорят «Ужас, не говорите со мной об этом, я не хочу об этом ничего слышать, мне противно, не буду этим никогда заниматься, никогда не женюсь/не выйду замуж, у меня никогда не будет детей». Это естественный процесс и период. Природа таким образом защищает детей от ранних половых контактов. И самое интересное, что родители впервые пытаются поговорить с детьми в этом возрасте, когда их тошнит от этого разговора.
С. Бронецкая: Как же понять, в каком возрасте начать говорить об этом?
Ю. Ярмоленко: Мы с вами проговорили, как называются половые органы. Это очень хорошо сделать в момент обучения правилам интимной гигиены – он очень важен. 90% детей не обучены правилам интимной гигиены. Более того, 80% взрослых тоже не обучены. Я прихожу в 5-6 класс – дети не знают слово «анус». Они не понимают, что такое задний проход. Они потом между собой говорят: «Это что, она очко имеет в виду?». Они не знают этого слова. И я понимаю, что они не обучены правилам ухода за анусом после акта дефекации. Если не знают слова, значит не умеют ухаживать. Они используют туалетную бумагу, которая не является средством гигиены. Нужно подмываться – как это делают в мусульманских семьях. Нужно обязательно подмываться – это правило должно быть с рождения.
С. Бронецкая: А в школе?
Ю. Ярмоленко: В школе было бы идеально, если бы были биде и гигиенические души, но их нет. Тогда влажная салфетка, обычная, детская, без каких-либо ароматизаторов. Она частично решает проблему.
С. Бронецкая: Есть влажная туалетная бумага.
Ю. Ярмоленко: Она просто дороже стоит.
С. Бронецкая: Дети сами решают эту проблему – они терпят в основном в школе.
Ю. Ярмоленко: Да, к сожалению. Чтобы родители научили мальчика правилам интимной гигиены, они должны называть вещи своими именами. Потому что мальчику нужно сказать, что в первую очередь ты должен помыть хорошо ствол пениса. А дальше ты должен уделить особое внимание головке и крайней плоти, если мальчик не обрезан.
С. Бронецкая: Должен папа мальчику объяснять?
Ю. Ярмоленко: Не имеет значения. Кому комфортнее, кто занимается детьми.
С. Бронецкая: Мне кажется, что папа все-таки должен. Мне кажется, что я вряд ли объясню, что нужно.
Ю. Ярмоленко: Мы говорим мальчику, что в крайней плоти собирается смегма – беленькое вещество. И объясним, что это такое. Вокруг головки пениса есть железы, которые выделяют секрет. Он защищает нашу слизистую. Это есть у девочек, мальчиков, женщин, мужчин, бабушек и дедушек. Смегма – это то, что будет сопровождать нас на протяжении всей жизни. Но ее нужно постоянно вымывать, потому что она постоянно образовывается. Если не вымывать – она станет желтой, появится зуд, неприятный запах, может возникнуть воспаление. И в последнюю очередь ты должен ополоснуть мошонку более прохладной водой. Здесь хорошо объяснить мальчику, почему мошонка и яички выведены наружу.
У женщин яичники находятся внутри, а у мужчин – снаружи. Нужно сказать, что температура, при которой яички будут корректно вырабатывать сперматозоиды – это на градус ниже, чем температура всего тела. Поэтому более прохладной водой. Смотрите, сколько слов мы дали мальчику. Мы дали ему лексикон: ему проще взаимодействовать с родителями, если он где-то ударился, где-то болит, зудит. Мне часто жалуются детские урологи и гинекологи. Они говорят: «Ладно, у детей нет слов, чтобы объяснить, что у них там не так, у родителей нет слов». То есть родители приводят ребенка и говорят: «Проблема там». И больше они объяснить ничего не могут. Это усложняет диагностику и назначение лечение. И точно так же с девочками. Мы точно так же подробно объясняем, даем слова.
С. Бронецкая: Хорошо, нам все это нужно объяснить. Хорошо, если папа и мама знают, что нужно объяснять. Но я думаю, что многие родители столкнуться с тем, что они сами до конца не знают все эти моменты. Есть ли какая-то литература, видео пособия для детей? Мне кажется, был бы какой-то фильм ВВС, где в картинках все было бы правильно построено и показано наглядно, чтобы родителям с детьми посмотреть. Почему-то нет еще. Наверняка есть литература, которую вы можете посоветовать.
Ю. Ярмоленко: Литература есть. Что касается правил интимной гигиены, я честно скажу, что мало информации, собранной в одном месте. Всю информацию я узнавала, непосредственно работая в международном медицинском центре (проктология, гинекология, дерматология). Я приходила к врачам, и они рассказывали мне. И я говорила: «Боже, мне 35 лет, почему я узнаю об этом сейчас!»
С. Бронецкая: Не хотите книгу об этом написать? Брошюру издать, это будет очень востребовано.
Ю. Ярмоленко: Про гигиену я много и подробно писала у себя в Инстаграме и в Фейсбуке. Никаких секретов из этого не делаю. Нужно поискать немного или спросить меня. На лекциях я обязательно объясняю правила гигиены, потому что у нас есть большой пробел – даже взрослые не знают этих правил и не могут обучить им детей своих.
Г. Андреева: А видео вы не записывали, рассказывающее об этом?
Ю. Ярмоленко: Нет, у меня пока нет видео именно о гигиене. Мне очень нравятся шведские ролики. Шведы сделали видеокурс для подростков. Но я думаю, что он будет полезен нашим взрослым. Про гигиену, менструацию, поллюцию, эрекцию. У родителей есть очень большая проблема с тем, чтобы объяснить девочкам, что такое менструация. У мамы есть менструация, но я сталкиваюсь с тем, что многие взрослые женщины не совсем понимают этот процесс. Вроде понятно, что это, примитивно. Но объяснить девочке простыми и понятными словами – нужно глубоко понимать этот процесс: что происходит в течение месяца? Что с гормонами, эндометрием, яйцеклеткой?
Ребенок пришел с вопросом: «Что такое секс?» - они не ответили, потому что считают, что слишком рано. Но ребенок, не получив ответа от родителей, завтра пойдет к друзьям, в интернет, к старшим друзья. Но какой ответ получит ребенок, насколько этот ответ будет адекватным?
Г. Андреева: Гигиена – это так интуитивно, в детстве сама познала, и как пошло. Крестная мне в достаточно взрослом возрасте объяснила: вот это баночка, подмыться. И я была ей очень благодарна. До этого родители не находили возможностей и слов подходящих. Или как бы подразумевается, что он должно быть так. А как – неизвестно.
Ю. Ярмоленко: Это здорово, когда ребенок маленький, мы его моем и сразу проговариваем: «Смотри, мм моем ствол пениса…», потом потихоньку передаем это ребенку. Потому что с 5 лет девочка и мальчик – если мы говорим про типичных детей – уже должны сами ухаживать за своими половыми органами. Если у девочки длинные волосы, мама может помогать их мыть хоть до 15 лет.
Г. Андреева: Как долго дети разного возраста могут вместе спать?
Ю. Ярмоленко: Есть период – 3 и 5 лет. Очень много ограничений начинается с 5 лет. Родители не могут прикасаться к половым органам с 5 лет длительно, мыть, задерживать руку. Понятно, что, если что-то происходит, маме или папе нужно убедиться, воспаление или зуд, понять, идти к врачу или сами справятся. В 5 лет у ребенка начинает формироваться сексуальное влечение. Ребенок начинает его ощущать. И лучше, чтобы оно формировалось на одногодках. Пусть в садике зажимаются, целуются, назначают свидание, женятся. Но чтобы взрослые в этом уже не участвовали.
Г. Андреева: У меня как раз ребенок начал бегать за девочками – женюсь на одной, второй, третьей. Я такая – что происходит? Но при этом их симпатия – это естественно? И что нравятся одни, другие третьи – это тоже нормально?
Ю. Ярмоленко: Это тоже нормально.
С. Бронецкая: Вы слушаете KidFriendly на RADIO MORE.FM. В студии Галина Андреева, Сильвия Бронецкая. В гостях у нас Юлия Ярмоленко, которая сегодня вечером в Терминале 42 в 19:00 будет читать лекцию, как говорить с детьми об этом. Мы говорили о том, что не каждая мама может объяснить своей дочери, что происходит в течение месяца с женщиной, что такое месячные. И не может правильно объяснить ей, что ей предстоит, когда пытается подготовить к этому периоду в ее жизни. Мы заговорили о том, что не каждая женщина сама знает, как же все это устроено. Я интересовалась, когда планировала беременность. Я все разобрала, но это было в сознательном возрасте. У меня есть возможность объяснить, буквально недавно я все разложила по полочкам своей дочери. Но как быть с остальными?
Г. Андреева: Как можно раньше родителям лучше узнать, до рождения собственных детей. Когда начинать эту тему? Когда мы моем и воспитываем, уже о чем-то говорим? Или ждать этих вопросов от детей? Или самим инициировать разговоры?
Ю. Ярмоленко: Если все идет по плану, как мы с вами расписали: родители не убирают руки, нормально относятся к тому, что ребенок держит руки в трусах, не краснеют на каких-то сценах, обучили правилам гигиены. Дальше есть период 2-3-4 года, когда с ребенком нужно проговорить правила безопасности.
Совет Европы разработал брошюру «Правила нижнего белья». Там 5 очень простых правил, которые подходят для детей дошкольного возраста. Для школьников нужно более глубоко. А здесь примитивные, но классные правила. Например, у нас есть интимные зоны, которые мы прикрываем бельем. Никто не имеет права прикасаться к нашим интимным зонам без разрешения, даже мама и врач. Мама должна у ребенка спросить: «Мне показалось, что у тебя покраснение, ты постоянно держишь руку, чешешь. Может, у тебя что-то воспалилось, можно я посмотрю просто аккуратно?». То же самое должен делать доктор. Врач проводит осмотр только в присутствии значимого взрослого и только в медицинском учреждении. Чтобы не было такого, что ребенок играется в песочнице, подходит дядя, говорит: «Я доктор, я должен тебя осмотреть».
Ребёнок это должен знать. Там очень хорошее правило про безопасное/небезопасное прикосновение. Это тоже важно понять – такие прикосновение допустимы или недопустимы? Важно, как в семье относятся к прикосновениям. Часто взрослые делают ошибку. Приезжают дедушки и бабушки. Ребенок, возможно, видит их впервые или уже забыл, потому что давно виделись. И начинается: поцелуй дедушку, поцелуй бабушку, обними тетю, дядю, а ребенок не хочет. А мы заставляем и говорим: «Что ты такой плохой».
Мы показываем ребенку: кто сильнее, тот может тебя тискать, обнимать и делать с твоим телом все, что угодно. Твое тело не принадлежит тебе, твое «нет» не имеет никакого значения. Если что-то с ребенком случится, кто-то на него покусится, буду домогательства – ребенок не сознает, что это нехорошо. Например, приехали те же родственники. Мы говорим, что ребенку нужно зазнакомиться. Не нужно бежать, целовать, обнимать. Сейчас ребенок присмотрится, пообщается. Скорее всего, через час ребенок сам залезет на руки и будет обнимать и целовать, подарит все игрушки. Нужно дать возможность ребенку раззнакомиться, тогда мы даем ребенку понимание: твое «нет» имеет значение.
На нас иногда нападает волна любви. Нам хочется ребенка обнять, потискать, когда мы хотим. А у ребенка не всегда есть настроение. Тогда важно ребенку сказать: «Я вижу, что ты не в настроении, я вижу, что ты занят/а. но я так соскучился. Мне так хочется с тобой пообниматься. Приходи, когда у тебя будет настроение, мы с тобой пообнимаемся». Я вам даю гарантию, что ребенок прибежит очень быстро. Не через разговоры о сексе, а через такие моменты.
Если ребенок задает вопрос - дети все равно задают вопросы – про гениталии свои и чужие (как у девочек, у мальчиков, у взрослых), откуда берутся дети. Причем этот вопрос не про секс. Я всегда говорю, что это первый философский вопрос, который задает себе ребенок. Он хочет понять свою самоидентичность. Ребенок понимает: совсем недавно меня не было, а теперь такое чудо есть. И ему важно разобраться, как так произошло. Поэтому вопрос «откуда берутся дети?» не совсем про секс. Если ребенок очень активный, любознательный и задает родителям тысячи вопросов – нужно ответить на каждый вопрос. Родители очень часто откладывают ответ на вопрос, отшучиваются. Ребенок пришел с вопросом: «Что такое секс?» - они не ответили, потому что считают, что слишком рано. Но ребенок, не получив ответа от родителей, завтра пойдет к друзьям, в интернет, к старшим друзья. Но какой ответ получит ребенок, насколько этот ответ будет адекватным?
С. Бронецкая: Можно отшутиться, но потом вернуться к этому вопросу? Допустим, сейчас не время и не место об этом говорить. Или коротко объяснить на месте?
Ю. Ярмоленко: Абсолютно нормально, что родитель или любой взрослый не знает, как правильно ответить ребенку. У них очень много страхов, а «вдруг я скажу лишнее, неправильное»? Вдруг я травмирую ребенка своим ответом или инициирую сильно нездоровый интерес? Хорошо сказать: «Спасибо тебе огромное за вопрос. Он очень важный. Я хочу с тобой говорить на эту тему, но прямо сейчас я не готов/а ответить. Давай я куплю книгу, найду материалы, и сегодня/завтра/в субботу вечером мы с тобой обязательно найдем ответы на все твои вопросы». И обязательно выполнить обещание. Ребенок может не напомнить, родители подумают – а, забыл. А ребенок 150 лет помнит, обижается или спрашивает в другом месте. Поэтому нужно обязательно выполнять обещание.
Г. Андреева: Мне интересно по поводу книг и ресурсов. Иногда книгу можно прочитать, осмыслить и найти свою форму. Важно родителю быть естественным и ненапряженным в процессе разговора. Чаще всего для таких разговоров нужно готовиться. Посоветуйте что-то сейчас, а что-то мы обязательно сбросим: что бы вы обязательно рекомендовали родителям почитать?
Ю. Ярмоленко: Это правда, что прежде чем говорить с ребенком на эту тему, нужно самому/самой проработать свою личную сексуальность, свое отношение к этой теме. Если для нас эта тема не что-то страшное и пугающее, то мы можем с ребенком поговорить абсолютно спокойно, деликатно и корректно, передадим свою нормальное отношение к этой теме. Прежде всего самим: читать статьи, книги для взрослых, смотреть фильмы.
Всем женщинам и мужчинам я рекомендую книгу «Как хочет женщина» Эмили Нагоски. Прекраснейшая книга для проработки собственной сексуальности. Из веселого, чтобы не напрягаться – но все равно любая веселая книга прорабатывает сексуальность – «Мужчина на моей кушетке», сейчас не вспомню автора. Она веселая и интересная. Сексолог ее написала по своей практике. Еще есть книга Наоми Вульф «Вагина» - она немного устаревшая, написана в 2012 году. Но все равно прочитать людям-неспециалистам в этой теме обязательно.
Из фильмов самый лучший для проработки своей сексуальности – «Любовник (1991)». Это совместное производство Франции и Азии. Потрясающий фильм, я не нашла на него ни одного негативного отзыва. У себя в Инстаграме и Фейсбуке я делала много постов, что смотреть и читать.
Если говорить о книгах для детей. Сейчас на рынке Украины продается очень много крутых книжек. Мне больше всего нравится книга «Откуда я взялся» Хосе Морфа. Она есть на русском и украинском. Она идеально подходит для детей в возрасте до 9 лет. Но прежде чем давать детям какую-либо книгу, родителю нужно самому ее прочесть и сделать для себя вывод: готовы ли они говорить на эти темы. Потому что ребенок может задавать вопросы. подходит ли эта книга ценностям той семьи, в которой живет ребенок? Подходит ли по возрасту? Родители ответственны за сексуальное образование и половое воспитание, они должны решить: подходит ребенку эта книга на данный момент или нет? Пока ребенок маленький, можно читать вместе эту книжку. Когда ребенок становится старше и уже умеет сам/а читать – мы даем ребенку эту книгу. Мы не прячем, как наши родители где-то на полочке, а даем в руки и говорим: «Мы хотим, чтобы ты все знал/а на эту тему. если у тебя будут вопросы, пожалуйста, подходи к нам, мы тебе на все вопросы ответим». Это очень важный момент.
С. Бронецкая: И вместе читать не стоит? Он должен сам?
Ю. Ярмоленко: Если до 7 лет, можно читать вместе и проговаривать какие-то ситуации. Сейчас в книгах о сексе не столько о сексе, сколько о том, как говорить «нет», что такое безопасное/небезопасное прикосновение, что делать, если тебя кто-то куда-то тащат. И хорошо бы родителям эти ситуации еще раз проговаривать: а что бы ты сделал? А какие еще есть варианты? «Вот я помню, у меня в детстве была такая-то история, а как бы ты поступил/а в этой ситуации?». Разбирать и говорить. Говорить – это не когда мы говорим что-то детям, а когда идет равноценная беседа, равноценный диалог.
Г. Андреева: Как вы относитесь к сексуальному образованию в школах? Нужно или не нужно? Я знаю, что много неоднозначных споров. Для меня однозначно про личность того, кто будет об этом говорить.
Ю. Ярмоленко: Я равняюсь на опыт Европы. Но не очень корректно сравнивать Украину и Швецию. Но я за курс обязательного сексуального образования в Украине, но не прямо сейчас. Общество не готово. Нет понимания, что такое сексуальное образование. Родители думают, что детей будут учить, как заниматься сексом и в каких позах. Я всегда говорю, что сексуальное образование – это в последнюю очередь про половой акт. В первую очередь это про физиологию, про тело, гигиену, границы. Как отстаивать свои границы, как не нарушать чужие. Как говорить «нет». Про понимание, какие могут быть негативные последствия от того или иного действия: алкоголь, наркотики, секс, на который подбивают друзья. Естественно, про контрацепцию и предупреждение насилия. Это масса других тем, которые важны.
Опыт Европы показывают, что у них очень крутые результаты. 50-70-100 лет есть обаятельный курс в школьной программе. И хорошо видна статистика: снизилась подростковая беременность, нет распространения заболеваний, передающихся половым путем, как у нас. Средний возраст вступления в сексуальную жизнь подростка сильно повысился. В Швеции в 1956 году вводили сексуальное образование, у них средний возраст вступления в сексуальную жизнь был 13-15 лет. Это сейчас в Украине. Как мамы вы понимаете, что это рановато и хотелось бы попозже. Сейчас в Швеции средний возраст начала сексуальной жизни – 17-19 лет. Более того, в Швеции подростки начинают заниматься сексом с человеком, которого они хорошо знают. Они достаточно длительный период пребывают в романтических отношениях. В Украине, к сожалению, первый сексуальный опыт подростки приобретают либо с человеком, которого ни вообще не знают, либо очень мало знают. И чаще всего под действием алкоголя или наркотиков.
Г. Андреева: Все, что было у нас из сексуального образования – это один урок по биологии, где говорилось о половых органах. И этот урок отменяли, потому что стоял хохот, и учителю было сложно об этом рассказывать.
Ю. Ярмоленко: Я согласна с тем, что очень зависит от того, кто будет преподавать. Сейчас нет в Украине достаточного количества специалистов, которые могли бы говорить на эту тему. Я считаю, что это не должен быть учитель внутри школы. Это должен быть приходящий человек. Так в Германии: у них есть секс-педагоги, которые приезжают в школу. До этого они не имеют никаких отношений с детьми. Учитель биологии или учитель физкультуры – уже какие-то отношения есть, это не хорошо. Эти люди просто дают информацию. Моя задача как секс-педагога – просто давать информацию. Я не говорю, что вот так правильно, а так неправильно. Я говорю, что, если вот так поступить – могут быть вот такие последствия. Я просто даю информацию, чтобы они смогли сделать наилучший выбор для себя.
Г. Андреева: А как подростки реагируют? Из вашего опыта с кем вы общались.
Ю. Ярмоленко: Реагируют очень по-разному. Я работаю с детьми 5-11 класс. С 8-11 классами очень комфортно работать. Они задают очень грамотные, осознанные вопросы с редким исключением. У меня был 9 класс, который просто мне вынес мозг. В основном это взрослые люди, с которыми приятно общаться и работать. Бывает, что с 5-7 классами работать тяжело. Иногда они смеются. Но меня это радует. Мне тяжело работать, нужно ждать пока они успокоятся, потому что слово «пенис» очень смешное, минут 15 нужно посмеяться. Но это значит, что для них эта тема максимально безопасная. С ними ничего страшного не произошло. И для них эта тема комфортная, поэтому пусть себе на здоровье смеются, потому что бывает по-другому.
Г. Андреева: В свете всей толерантности и настройки на Европу мне бы хотелось поговорить об однополых браках. Наверняка у кого есть знакомые за границей: не раз дети приносили истории со школы. Дочка приходит и говорит: «Я могу девочку любить, потому что мы все равны». Бывает мама-мама, бывает папа-папа. Наши постсоветские родители впадают в ступор. Все же на ваш взгляд, однополые браки – как правильно об этом говорить? Та же Германия – это открыто, всюду распространено. И это вроде бы не про осуждение. Но есть же статистика по природе? Или это психологический выбор человека: выбрать мужчину мужчине? Женщину женщине?
Ю. Ярмоленко: Приезжали подростки из Дании, когда был гей-прайд, мероприятия длились целую неделю. Они проводили для наших подростков мастер-класс, а я проводила для них. Это подростки, которые проводят занятия для более младших подростков. В Дании есть программа подростков для подростков, «равные для равных. Это суперская идея, хочу ее реализовать в Украине.
Дания – это первая стана, которая легализовала однополые браки, насколько я помню. Они прогрессивные и говорят: «Мы в школе говорим о сексуальной ориентации, для нас эта тема не запретная». Это нормально в школьном процессе обсуждать, дискутировать на эти темы, прорабатывать. Если кто-то из подростков говорит, что он гей или она лесбиянка, то никакой травли и дискриминации не будет. Они были шокированы, что я не могу говорить с подростками на тему гомосексуальности без разрешения родителей. Я достаточно осторожна в этой теме, и сама не поднимаю этот вопрос. Если дети спрашивают, конечно, я отвечаю. Но перед этим я спрашиваю у родителей: «Если ваши дети будут задавать любые вопросы, отвечать мне на них?». Я не уточняю, какие. Родители говорят: «Конечно, мы же вас для этого позвали». И родители иногда говорят, что в классе есть мальчик, который говорит, что он гей, или девочка, которая говорит, что она лесбиянка. «Пожалуйста, поднимите этот вопрос, чтобы дети нормально к ним относились». В Киеве у меня было таких 3 случая, когда часть мастер-класса я посвящала гомосексуальной ориентации.
Г. Андреева: Мой главный вопрос: действительно и она так думают на физиологическом уровне или это психологическое воздействие?
Ю. Ярмоленко: Нет, это физическое. Если вернуться к Альфреду Кинзи, он же доказал, что большинство людей бисексуальны.
Г. Андреева: У нас горячий вопрос по поводу однополых браков. Как говорить с детьми, объяснить им. Бывает ли так, что мужчина любит мужчину, а женщина – женщину. Стоит ли заводить эту тему? Юля сейчас с нами делится своими наблюдениями.
Ю. Ярмоленко: Родители часто задают эти вопросы. Эта тема – одна из самых сложных для взрослых. Есть большой перекос. Я всегда говорю, что мы взрослые – мы немножко извращенцы. У нас даже морковка связана с сексом. У детей морковка – это морковка. Когда ребенок спрашивает, почему тетя и дядя целуются, родители спокойно отвечают, что они влюблены друг в друга, хотят создать семью и ребеночка.
Когда мы отвечаем на вопрос про то, кто такие геи и лесбиянки, мы почему-то отвечаем с позиции секса, а не чувств и эмоций. Я считаю, что нужно отвечать: «Смотри, большинство женщин влюбляется в мужчин, и большинство мужчин влюбляется в женщина. Но есть часть женщин, которые влюбляются в женщин, и часть мужчин, которые влюбляются в мужчин. Это абсолютно нормально». Помним, что Всемирная организация здравоохранения в 1990-е годы извлекла гомосексуальность из перечня заболеваний. Сейчас мы рассматриваем эту сексуальную ориентацию как разновидность нормы. Дети все равно об этом будут знать, причем намного раньше, чем думают родители. Если наше поколение узнавало об этом после 10 лет, то сейчас намного раньше. Виной тому – взрослые, которых просто штормит от этой темы. И чем больше их штормит, тем больше об этом узнают дети. Я знаю случаи, когда 1-2 класс обзывают друг друга геями и лесбиянками, не до конца понимая.
У них (детей) есть отвращение к теме секса и сексуальности. Они действительно говорят «Ужас, не говорите со мной об этом, я не хочу об этом ничего слышать, мне противно, не буду этим никогда заниматься, никогда не женюсь/не выйду замуж, у меня никогда не будет детей». Это естественный процесс и период.
Г. Андреева: Все-таки 1-2 класс – это не то время, когда это может причинить сдвиги в сознании. А когда подростки ищут себя, им кажется, что их никто не любит. И у них возникает желание как-то выделиться?
Ю. Ярмоленко: Мы говорили с вами про 5 лет. Когда ребенок начинает ощущать сексуальное влечение. Люди, которые имеют гомосексуальную ориентацию, много об этом писали и рассказывали, что именно начиная с 5 лет они уже испытывали влечение к представителям своего пола. Если мы говорим про подростков, то они много экспериментируют по-разному.
В Европе проводились исследования именно гетеросексуальных мужчин и женщин. Оказалось, что 60% гетеросексуальных женщин имели первый сексуальный контакт именно с девушкой в подростковом возрасте. Причем сексуальный контакт – это необязательно секс, это может быть поцелуй. Девочки часто учатся целоваться на подружках, если помидоры еще не созрели. Но при этом могут заходить куда-то дальше, исследуя тела. И 40% гетеросексуальных парней имели гомосексуальные контакты в подростковом возрасте. Когда я говорю про это, у родителей становятся большие глаза. Они представляют, что кто-то кому-то в попу что-то вставляет. Еще раз напомню, что сексуальный контакт – это необязательно половой акт. Чаще всего это либо взаимная мастурбация (когда руки меняют). Либо это мастурбация, когда парни включают порнофильм и просто мастурбируют рядом, глядя друг на друга. Это тоже считается сексуальным контактом. Гетеросексуальные люди тоже экспериментируют, но это не значит, что во взрослой жизни они поменяют ориентацию. Если у них ориентация гетеро, они женятся или выйдут замуж. Гомосексуалами они не станут.
Г. Андреева: Я как мама-старовер: есть ли какая-то возможность оградить своих детей, если у них традиционная ориентация?
С. Бронецкая: Все-таки говорится, что это не зависит от воспитания. Это есть у человека или нет.
Г. Андреева: Когда-то давно я смотрела фильм научный. Там процент природы, когда поменялись гены, очень маленький. Много идет от впечатлений.
Ю. Ярмоленко: Нет. Эти вопросы сейчас изучаются. Рассматривается два варианта. Первый и наиболее популярный - это врожденный. Если у нас будет время на лекции, я обязательно прорисую всю генетическую панель, как это происходит внутриутробно. Возможно, вы знаете, что рождаются часто дети с набором половых хромосом XXY? Не XX и XY, а XXY. Этих людей называют интерсекс. Раньше их называли гермафродиты, сейчас мы говорим люди-интерсекс. У них иногда есть и пенис, и влагалище.
С. Бронецкая: Им делают какие-то операции?
Ю. Ярмоленко: Раньше отрезали пенис, не разбираясь, мальчик это или девочка. Потому что пенис отрезать проще и сформировать влагалище. Пенис разовьется или нет, будет эрекция или нет, а влагалище – все нормально. В Украине этих детей не трогают, их воспитывают не как девочку, не как мальчика. Это унисекс, дают имя унисекс, у нас есть Саша – имя подходит обоим. С одеждой и прической проблемы нет. А в подростковом возрасте ребенок определяется, мальчик он или девочка.
С. Бронецкая: И делает операцию?
Ю. Ярмоленко: Они чаще всего не делают операции. Это достаточно травматично.
С. Бронецкая: А как же гормоны у них распределяются?
Ю. Ярмоленко: Это хороший вопрос. Есть такое понятие «гормональный пол» в зависимости от того, что у нас больше – эстрогена или тестостерона. У нас может не соответствовать нашим половым органам и нашему самоощущению. Поэтому врожденная теория рассматривается учеными как наиболее вероятная. До 10% людей имеют гомосексуальную ориентацию. До 10% детей, которые рождаются, тоже имеют гомосексуальную ориентацию. При этом эта цифра не меняется на протяжении тысяч лет. Их как было до 10%, так и есть сейчас. Больше их не стало, пусть родители не переживают. Сейчас мы этих людей видим больше, потому что стало более безопасно.
Вторая теория про психологическое, приобретенное. Чаще всего это может быть через очень сильную травму. Например, сексуальное насилие. Представьте, если маленькую девочку насилует папа, отчим или дедушка на протяжении многих лет, скорее всего, она не захочет строить отношения с мужчинами. Нет гарантий: мы хотим сделать из девочки лесбиянку, давайте ее понасилуем. Это не факт. Это такой пример, чтобы было понятно. Она потом может выйти замуж и быть вполне счастливой.
С. Бронецкая: Все зависит от силы личности и психического состояния ребенка?
Ю. Ярмоленко: Ученые все-таки склоняются к тому, что это врожденное.
Г. Андреева: Хорошо, в каком возрасте об этом говорить детям?
Ю. Ярмоленко: Когда спрашивают. Если ребенок где-то это услышал, он или она имеют право узнать честный ответ. Есть прекрасная книга «Майя и ее мамы» - книга скандальная. При том, что книга великолепно рассказывает о разных семьях: приемная, где-то есть только мама, где-то есть только папа. Где-то ребенок с инвалидностью. Это дети должны знать, тем более что инклюзия началась в Украине. И в последней главе книги говорится, что вот есть Майя и есть две мамы. Я давала почитать эту книгу многим детям с 8-9 лет, с разрешения родителей.
Г. Андреева: Они ничего в этом не видели?
Ю. Ярмоленко: Они ничего в этом плохого не видели. Для них это нормально, естественно. Это взрослые много переживают по поводу этого, а у детей все хорошо.
Г. Андреева: Мои дети сознательного возраста, они пользуются гаджетами и самостоятельные. Понятно, что у них есть возможность где-то в интернете наткнуться на порнографию. Как уберечь и что с этим делать?
Ю. Ярмоленко: Это глобальный вопрос, сегодня на лекции я посвящу этому минимум полчаса. По моим наблюдениям, дети впервые в Украине смотрят порно в 5-8 лет – это первый эпизод просмотра порнографии. Два случая, как это происходит. Первый – дети случайно находят в интернете, когда ищут мультики. Попадают на какое-то мигающее окно, кликают и смотрят порно.
Второе – это кто-то показывает из более продвинутых, старших друзей. Уберечь детей от этого невозможно. Даже если дома поставить безопасный поиск или родительский контроль, найдётся кто-то, кто покажет в школе, садике или дворе. Эту тему стоит обсуждать. Если вы знаете, что ребенок все-таки посмотрел, - это повод поговорить. Объяснить, что есть такие фильмы для взрослых; объяснить, почему есть значок «18+». Людям, которые имеют сексуальный опыт, проще разораться, где там правда и где выдумка.
Детям мы говорим, что это такая же выдумка, как любой художественный или фантастический фильм. С художественным фильмом у детей проблем нет. Они понимают, что это монтаж, преувеличение, компьютерная графика. То же самое с порнографией – это не правда, и в реальности люди так сексом не занимаются. И слава богу. половой акт длится не полтора часа. Половой акт в норме длится в норме длится до 10 минут. Половые органы мужчин показаны сильно преувеличенными.
С. Бронецкая: Как это объяснить ребенку 8 лет? Если ты случайно в списке увидела, что он в поиске что-то видел?
Ю. Ярмоленко: Так и говорить. Это прежде всего для себя нужно разобраться. А что такое порнография для меня? Как я к ней отношусь? Как я могу объяснить, почему не стоит сейчас ее смотреть? Почему стоит ее отложить на потом? Потому что для современных подростков порнография – единственное учебное пособие по сексу и сексуальности. И очень много всего они неправильного, искаженного берут именно из порнографии. У них нет правильного понимания, что такое секс и сексуальность.
С. Бронецкая: Спасибо вам, я думаю, что сегодня вечером этот вопрос еще более полно откроется. Все, кто только нас услышали, напоминаю, что сегодня вечером в 19:00 в Терминале 42 Юлия Ярмоленко читает лекцию о том, как говорить с детьми об этом. С вами были я, Сильвия Бронецкая, Галина Андреева и встретимся на просторах RADIO MORE.FM.
Книги на тему