Г. Андреева: Гигиена – это так интуитивно, в детстве сама познала, и как пошло. Крестная мне в достаточно взрослом возрасте объяснила: вот это баночка, подмыться. И я была ей очень благодарна. До этого родители не находили возможностей и слов подходящих. Или как бы подразумевается, что он должно быть так. А как – неизвестно.
Ю. Ярмоленко: Это здорово, когда ребенок маленький, мы его моем и сразу проговариваем: «Смотри, мм моем ствол пениса…», потом потихоньку передаем это ребенку. Потому что с 5 лет девочка и мальчик – если мы говорим про типичных детей – уже должны сами ухаживать за своими половыми органами. Если у девочки длинные волосы, мама может помогать их мыть хоть до 15 лет.
Г. Андреева: Как долго дети разного возраста могут вместе спать?
Ю. Ярмоленко: Есть период – 3 и 5 лет. Очень много ограничений начинается с 5 лет. Родители не могут прикасаться к половым органам с 5 лет длительно, мыть, задерживать руку. Понятно, что, если что-то происходит, маме или папе нужно убедиться, воспаление или зуд, понять, идти к врачу или сами справятся. В 5 лет у ребенка начинает формироваться сексуальное влечение. Ребенок начинает его ощущать. И лучше, чтобы оно формировалось на одногодках. Пусть в садике зажимаются, целуются, назначают свидание, женятся. Но чтобы взрослые в этом уже не участвовали.
Г. Андреева: У меня как раз ребенок начал бегать за девочками – женюсь на одной, второй, третьей. Я такая – что происходит? Но при этом их симпатия – это естественно? И что нравятся одни, другие третьи – это тоже нормально?
Ю. Ярмоленко: Это тоже нормально.
С. Бронецкая: Вы слушаете KidFriendly на RADIO MORE.FM. В студии Галина Андреева, Сильвия Бронецкая. В гостях у нас Юлия Ярмоленко, которая сегодня вечером в Терминале 42 в 19:00 будет читать лекцию, как говорить с детьми об этом. Мы говорили о том, что не каждая мама может объяснить своей дочери, что происходит в течение месяца с женщиной, что такое месячные. И не может правильно объяснить ей, что ей предстоит, когда пытается подготовить к этому периоду в ее жизни. Мы заговорили о том, что не каждая женщина сама знает, как же все это устроено. Я интересовалась, когда планировала беременность. Я все разобрала, но это было в сознательном возрасте. У меня есть возможность объяснить, буквально недавно я все разложила по полочкам своей дочери. Но как быть с остальными?
Г. Андреева: Как можно раньше родителям лучше узнать, до рождения собственных детей. Когда начинать эту тему? Когда мы моем и воспитываем, уже о чем-то говорим? Или ждать этих вопросов от детей? Или самим инициировать разговоры?
Ю. Ярмоленко: Если все идет по плану, как мы с вами расписали: родители не убирают руки, нормально относятся к тому, что ребенок держит руки в трусах, не краснеют на каких-то сценах, обучили правилам гигиены. Дальше есть период 2-3-4 года, когда с ребенком нужно проговорить правила безопасности.
Совет Европы разработал брошюру «Правила нижнего белья». Там 5 очень простых правил, которые подходят для детей дошкольного возраста. Для школьников нужно более глубоко. А здесь примитивные, но классные правила. Например, у нас есть интимные зоны, которые мы прикрываем бельем. Никто не имеет права прикасаться к нашим интимным зонам без разрешения, даже мама и врач. Мама должна у ребенка спросить: «Мне показалось, что у тебя покраснение, ты постоянно держишь руку, чешешь. Может, у тебя что-то воспалилось, можно я посмотрю просто аккуратно?». То же самое должен делать доктор. Врач проводит осмотр только в присутствии значимого взрослого и только в медицинском учреждении. Чтобы не было такого, что ребенок играется в песочнице, подходит дядя, говорит: «Я доктор, я должен тебя осмотреть».
Ребёнок это должен знать. Там очень хорошее правило про безопасное/небезопасное прикосновение. Это тоже важно понять – такие прикосновение допустимы или недопустимы? Важно, как в семье относятся к прикосновениям. Часто взрослые делают ошибку. Приезжают дедушки и бабушки. Ребенок, возможно, видит их впервые или уже забыл, потому что давно виделись. И начинается: поцелуй дедушку, поцелуй бабушку, обними тетю, дядю, а ребенок не хочет. А мы заставляем и говорим: «Что ты такой плохой».
Мы показываем ребенку: кто сильнее, тот может тебя тискать, обнимать и делать с твоим телом все, что угодно. Твое тело не принадлежит тебе, твое «нет» не имеет никакого значения. Если что-то с ребенком случится, кто-то на него покусится, буду домогательства – ребенок не сознает, что это нехорошо. Например, приехали те же родственники. Мы говорим, что ребенку нужно зазнакомиться. Не нужно бежать, целовать, обнимать. Сейчас ребенок присмотрится, пообщается. Скорее всего, через час ребенок сам залезет на руки и будет обнимать и целовать, подарит все игрушки. Нужно дать возможность ребенку раззнакомиться, тогда мы даем ребенку понимание: твое «нет» имеет значение.
На нас иногда нападает волна любви. Нам хочется ребенка обнять, потискать, когда мы хотим. А у ребенка не всегда есть настроение. Тогда важно ребенку сказать: «Я вижу, что ты не в настроении, я вижу, что ты занят/а. но я так соскучился. Мне так хочется с тобой пообниматься. Приходи, когда у тебя будет настроение, мы с тобой пообнимаемся». Я вам даю гарантию, что ребенок прибежит очень быстро. Не через разговоры о сексе, а через такие моменты.
Если ребенок задает вопрос - дети все равно задают вопросы – про гениталии свои и чужие (как у девочек, у мальчиков, у взрослых), откуда берутся дети. Причем этот вопрос не про секс. Я всегда говорю, что это первый философский вопрос, который задает себе ребенок. Он хочет понять свою самоидентичность. Ребенок понимает: совсем недавно меня не было, а теперь такое чудо есть. И ему важно разобраться, как так произошло. Поэтому вопрос «откуда берутся дети?» не совсем про секс. Если ребенок очень активный, любознательный и задает родителям тысячи вопросов – нужно ответить на каждый вопрос. Родители очень часто откладывают ответ на вопрос, отшучиваются. Ребенок пришел с вопросом: «Что такое секс?» - они не ответили, потому что считают, что слишком рано. Но ребенок, не получив ответа от родителей, завтра пойдет к друзьям, в интернет, к старшим друзья. Но какой ответ получит ребенок, насколько этот ответ будет адекватным?
С. Бронецкая: Можно отшутиться, но потом вернуться к этому вопросу? Допустим, сейчас не время и не место об этом говорить. Или коротко объяснить на месте?
Ю. Ярмоленко: Абсолютно нормально, что родитель или любой взрослый не знает, как правильно ответить ребенку. У них очень много страхов, а «вдруг я скажу лишнее, неправильное»? Вдруг я травмирую ребенка своим ответом или инициирую сильно нездоровый интерес? Хорошо сказать: «Спасибо тебе огромное за вопрос. Он очень важный. Я хочу с тобой говорить на эту тему, но прямо сейчас я не готов/а ответить. Давай я куплю книгу, найду материалы, и сегодня/завтра/в субботу вечером мы с тобой обязательно найдем ответы на все твои вопросы». И обязательно выполнить обещание. Ребенок может не напомнить, родители подумают – а, забыл. А ребенок 150 лет помнит, обижается или спрашивает в другом месте. Поэтому нужно обязательно выполнять обещание.
Г. Андреева: Мне интересно по поводу книг и ресурсов. Иногда книгу можно прочитать, осмыслить и найти свою форму. Важно родителю быть естественным и ненапряженным в процессе разговора. Чаще всего для таких разговоров нужно готовиться. Посоветуйте что-то сейчас, а что-то мы обязательно сбросим: что бы вы обязательно рекомендовали родителям почитать?
Ю. Ярмоленко: Это правда, что прежде чем говорить с ребенком на эту тему, нужно самому/самой проработать свою личную сексуальность, свое отношение к этой теме. Если для нас эта тема не что-то страшное и пугающее, то мы можем с ребенком поговорить абсолютно спокойно, деликатно и корректно, передадим свою нормальное отношение к этой теме. Прежде всего самим: читать статьи, книги для взрослых, смотреть фильмы.
Всем женщинам и мужчинам я рекомендую книгу «К
ак хочет женщина» Эмили Нагоски. Прекраснейшая книга для проработки собственной сексуальности. Из веселого, чтобы не напрягаться – но все равно любая веселая книга прорабатывает сексуальность – «Мужчина на моей кушетке», сейчас не вспомню автора. Она веселая и интересная. Сексолог ее написала по своей практике. Еще есть книга Наоми Вульф «Вагина» - она немного устаревшая, написана в 2012 году. Но все равно прочитать людям-неспециалистам в этой теме обязательно.
Из фильмов самый лучший для проработки своей сексуальности – «Любовник (1991)». Это совместное производство Франции и Азии. Потрясающий фильм, я не нашла на него ни одного негативного отзыва. У себя в Инстаграме и Фейсбуке я делала много постов, что смотреть и читать.
Если говорить о книгах для детей. Сейчас на рынке Украины продается очень много крутых книжек. Мне больше всего нравится книга «Откуда я взялся» Хосе Морфа. Она есть на русском и украинском. Она идеально подходит для детей в возрасте до 9 лет. Но прежде чем давать детям какую-либо книгу, родителю нужно самому ее прочесть и сделать для себя вывод: готовы ли они говорить на эти темы. Потому что ребенок может задавать вопросы. подходит ли эта книга ценностям той семьи, в которой живет ребенок? Подходит ли по возрасту? Родители ответственны за сексуальное образование и половое воспитание, они должны решить: подходит ребенку эта книга на данный момент или нет? Пока ребенок маленький, можно читать вместе эту книжку. Когда ребенок становится старше и уже умеет сам/а читать – мы даем ребенку эту книгу. Мы не прячем, как наши родители где-то на полочке, а даем в руки и говорим: «Мы хотим, чтобы ты все знал/а на эту тему. если у тебя будут вопросы, пожалуйста, подходи к нам, мы тебе на все вопросы ответим». Это очень важный момент.
С. Бронецкая: И вместе читать не стоит? Он должен сам?
Ю. Ярмоленко: Если до 7 лет, можно читать вместе и проговаривать какие-то ситуации. Сейчас в книгах о сексе не столько о сексе, сколько о том, как говорить «нет», что такое безопасное/небезопасное прикосновение, что делать, если тебя кто-то куда-то тащат. И хорошо бы родителям эти ситуации еще раз проговаривать: а что бы ты сделал? А какие еще есть варианты? «Вот я помню, у меня в детстве была такая-то история, а как бы ты поступил/а в этой ситуации?». Разбирать и говорить. Говорить – это не когда мы говорим что-то детям, а когда идет равноценная беседа, равноценный диалог.
Г. Андреева: Как вы относитесь к сексуальному образованию в школах? Нужно или не нужно? Я знаю, что много неоднозначных споров. Для меня однозначно про личность того, кто будет об этом говорить.
Ю. Ярмоленко: Я равняюсь на опыт Европы. Но не очень корректно сравнивать Украину и Швецию. Но я за курс обязательного сексуального образования в Украине, но не прямо сейчас. Общество не готово. Нет понимания, что такое сексуальное образование. Родители думают, что детей будут учить, как заниматься сексом и в каких позах. Я всегда говорю, что сексуальное образование – это в последнюю очередь про половой акт. В первую очередь это про физиологию, про тело, гигиену, границы. Как отстаивать свои границы, как не нарушать чужие. Как говорить «нет». Про понимание, какие могут быть негативные последствия от того или иного действия: алкоголь, наркотики, секс, на который подбивают друзья. Естественно, про контрацепцию и предупреждение насилия. Это масса других тем, которые важны.
Опыт Европы показывают, что у них очень крутые результаты. 50-70-100 лет есть обаятельный курс в школьной программе. И хорошо видна статистика: снизилась подростковая беременность, нет распространения заболеваний, передающихся половым путем, как у нас. Средний возраст вступления в сексуальную жизнь подростка сильно повысился. В Швеции в 1956 году вводили сексуальное образование, у них средний возраст вступления в сексуальную жизнь был 13-15 лет. Это сейчас в Украине. Как мамы вы понимаете, что это рановато и хотелось бы попозже. Сейчас в Швеции средний возраст начала сексуальной жизни – 17-19 лет. Более того, в Швеции подростки начинают заниматься сексом с человеком, которого они хорошо знают. Они достаточно длительный период пребывают в романтических отношениях. В Украине, к сожалению, первый сексуальный опыт подростки приобретают либо с человеком, которого ни вообще не знают, либо очень мало знают. И чаще всего под действием алкоголя или наркотиков.
Г. Андреева: Все, что было у нас из сексуального образования – это один урок по биологии, где говорилось о половых органах. И этот урок отменяли, потому что стоял хохот, и учителю было сложно об этом рассказывать.
Ю. Ярмоленко: Я согласна с тем, что очень зависит от того, кто будет преподавать. Сейчас нет в Украине достаточного количества специалистов, которые могли бы говорить на эту тему. Я считаю, что это не должен быть учитель внутри школы. Это должен быть приходящий человек. Так в Германии: у них есть секс-педагоги, которые приезжают в школу. До этого они не имеют никаких отношений с детьми. Учитель биологии или учитель физкультуры – уже какие-то отношения есть, это не хорошо. Эти люди просто дают информацию. Моя задача как секс-педагога – просто давать информацию. Я не говорю, что вот так правильно, а так неправильно. Я говорю, что, если вот так поступить – могут быть вот такие последствия. Я просто даю информацию, чтобы они смогли сделать наилучший выбор для себя.
Г. Андреева: А как подростки реагируют? Из вашего опыта с кем вы общались.
Ю. Ярмоленко: Реагируют очень по-разному. Я работаю с детьми 5-11 класс. С 8-11 классами очень комфортно работать. Они задают очень грамотные, осознанные вопросы с редким исключением. У меня был 9 класс, который просто мне вынес мозг. В основном это взрослые люди, с которыми приятно общаться и работать. Бывает, что с 5-7 классами работать тяжело. Иногда они смеются. Но меня это радует. Мне тяжело работать, нужно ждать пока они успокоятся, потому что слово «пенис» очень смешное, минут 15 нужно посмеяться. Но это значит, что для них эта тема максимально безопасная. С ними ничего страшного не произошло. И для них эта тема комфортная, поэтому пусть себе на здоровье смеются, потому что бывает по-другому.
Г. Андреева: В свете всей толерантности и настройки на Европу мне бы хотелось поговорить об однополых браках. Наверняка у кого есть знакомые за границей: не раз дети приносили истории со школы. Дочка приходит и говорит: «Я могу девочку любить, потому что мы все равны». Бывает мама-мама, бывает папа-папа. Наши постсоветские родители впадают в ступор. Все же на ваш взгляд, однополые браки – как правильно об этом говорить? Та же Германия – это открыто, всюду распространено. И это вроде бы не про осуждение. Но есть же статистика по природе? Или это психологический выбор человека: выбрать мужчину мужчине? Женщину женщине?
Ю. Ярмоленко: Приезжали подростки из Дании, когда был гей-прайд, мероприятия длились целую неделю. Они проводили для наших подростков мастер-класс, а я проводила для них. Это подростки, которые проводят занятия для более младших подростков. В Дании есть программа подростков для подростков, «равные для равных. Это суперская идея, хочу ее реализовать в Украине.
Дания – это первая стана, которая легализовала однополые браки, насколько я помню. Они прогрессивные и говорят: «Мы в школе говорим о сексуальной ориентации, для нас эта тема не запретная». Это нормально в школьном процессе обсуждать, дискутировать на эти темы, прорабатывать. Если кто-то из подростков говорит, что он гей или она лесбиянка, то никакой травли и дискриминации не будет. Они были шокированы, что я не могу говорить с подростками на тему гомосексуальности без разрешения родителей. Я достаточно осторожна в этой теме, и сама не поднимаю этот вопрос. Если дети спрашивают, конечно, я отвечаю. Но перед этим я спрашиваю у родителей: «Если ваши дети будут задавать любые вопросы, отвечать мне на них?». Я не уточняю, какие. Родители говорят: «Конечно, мы же вас для этого позвали». И родители иногда говорят, что в классе есть мальчик, который говорит, что он гей, или девочка, которая говорит, что она лесбиянка. «Пожалуйста, поднимите этот вопрос, чтобы дети нормально к ним относились». В Киеве у меня было таких 3 случая, когда часть мастер-класса я посвящала гомосексуальной ориентации.
Г. Андреева: Мой главный вопрос: действительно и она так думают на физиологическом уровне или это психологическое воздействие?
Ю. Ярмоленко: Нет, это физическое. Если вернуться к Альфреду Кинзи, он же доказал, что большинство людей бисексуальны.
Г. Андреева: У нас горячий вопрос по поводу однополых браков. Как говорить с детьми, объяснить им. Бывает ли так, что мужчина любит мужчину, а женщина – женщину. Стоит ли заводить эту тему? Юля сейчас с нами делится своими наблюдениями.
Ю. Ярмоленко: Родители часто задают эти вопросы. Эта тема – одна из самых сложных для взрослых. Есть большой перекос. Я всегда говорю, что мы взрослые – мы немножко извращенцы. У нас даже морковка связана с сексом. У детей морковка – это морковка. Когда ребенок спрашивает, почему тетя и дядя целуются, родители спокойно отвечают, что они влюблены друг в друга, хотят создать семью и ребеночка.
Когда мы отвечаем на вопрос про то, кто такие геи и лесбиянки, мы почему-то отвечаем с позиции секса, а не чувств и эмоций. Я считаю, что нужно отвечать: «Смотри, большинство женщин влюбляется в мужчин, и большинство мужчин влюбляется в женщина. Но есть часть женщин, которые влюбляются в женщин, и часть мужчин, которые влюбляются в мужчин. Это абсолютно нормально». Помним, что Всемирная организация здравоохранения в 1990-е годы извлекла гомосексуальность из перечня заболеваний. Сейчас мы рассматриваем эту сексуальную ориентацию как разновидность нормы. Дети все равно об этом будут знать, причем намного раньше, чем думают родители. Если наше поколение узнавало об этом после 10 лет, то сейчас намного раньше. Виной тому – взрослые, которых просто штормит от этой темы. И чем больше их штормит, тем больше об этом узнают дети. Я знаю случаи, когда 1-2 класс обзывают друг друга геями и лесбиянками, не до конца понимая.