Что такое половое воспитание и почему оно нужно в любом возрасте

Автор статьи, Дарья Сухарчук

Источник статьи Wonderzine

«LET'S TALK ABOUT SEX, BABY, LET'S TALK ABOUT YOU AND ME, let's talk about sex. Don't decoy, avoid the topic — because it ain't going to stop it», — пели в старом хите Salt-N-Pepa. «Секс — тема, которой вы не сможете избежать, если вы пошли с детьми в зоопарк, — такими словами открывает свою передачу Джон Оливер 25 лет спустя. — Никто не хочет говорить с детьми о сексе — и ни один ребёнок не хочет говорить о сексе со своими родителями». Вокруг темы полового воспитания ломается много копий: нужно ли оно вообще? И когда надо его вводить? Рассказываем, как появилось половое воспитание, какие проблемы оно помогает решить, и как обстоят дела с секс-просветом в России.
В чем смысл полового воспитания

Под определение полового воспитания подпадает любой учебный курс, где рассказывают об интимной жизни. Речь может идти как о чистой физиологии, так и в связке с психологией отношений или с рассказом о гендерных ролях. Вопреки распространённым представлениям, уроки полового воспитания проводят не только для старшеклассников, они нужны людям самых разных возрастов — от маленьких детей, которым простым языком объясняют идеи согласия и отказа, приватности и телесных границ, до взрослых, которые учатся общаться с партнёром и восполняют пробелы в знаниях, полученных в детстве и юности. О том, каким должно быть половое воспитание, ведутся нескончаемые споры. Разные общества отвечают на этот вопрос по-разному: в то время как в Швеции и Голландии ученикам средней школы рассказывают о контрацепции и сексуальной ориентации, в Китае родители ограничиваются туманными намёками на то, что секс неотделим от брака.

Первая в мире программа полового воспитания родилась из практической необходимости — борьбы с венерическими заболеваниями и нежелательными (особенно ранними) беременностями. Одной из первых стран, где было введено половое воспитание, была Швеция — ещё в 30-е годы прошлого века известные социологи Гуннар и Альва Мюрдаль, исследовавшие малообеспеченные семьи, доказали, что половое просвещение необходимо им для улучшения качества жизни так же, как и доступное жильё. На этот вывод их натолкнуло то, что в таких семьях, как правило, было много детей, и родители были бы рады не рожать их больше — но ничего не знали о способах планирования семьи.

Тогда взгляды учёных считали спорными, но уже через пару десятилетий их выводы начали применять по отношению ко всем слоям населения. В 1956 году обязательные уроки полового воспитания были введены в шведскую школьную программу, а в 1964 году школьникам перестали говорить, что секс вне брака недопустим. Шведская система полового воспитания до сих пор считается самой прогрессивной и на сегодняшний день включает в себя обсуждение очень разных аспектов близких отношений между людьми и всего, что может на них повлиять, включая разговоры об алкоголе, обсуждение гендерных вопросов и представлений школьников о собственном теле. О шведском сексуальном образовании вновь активно заговорили в прошлом году, когда шведский ролик о пенисе и вагине, предназначенный для детей 3–6 лет, стал вирусным.

Как говорить «об этом» с детьми разного возраста

Информация на уроках полового воспитания для детей разного возраста должна подаваться соответственно возрасту и в той форме, которая будет понятна и доступна ребёнку. Например, уже начиная с двухлетнего возраста, с ребёнком можно и нужно говорить об идеях согласия и отказа, а со школьниками стоит обсуждать более «взрослые» вопросы, например сексуальную ориентацию.

Преподавать половое воспитание в начальной школе принято, например, в Нидерландах: голландским детям рассказывают о том, что такое влюблённость, и учат осознавать границы собственного тела. Вопреки предрассудкам, детям в начальной школе не рассказывают о тонкостях интимных отношений: программы полового воспитания в начальной школе намного чаще включают в себя разговоры о чувствах, а также базовые объяснения половых различий между мальчиками и девочками и ответ на вопрос, откуда берутся дети. Кроме того, детям рассказывают о «правиле нижнего белья»: им объясняют, что все те части тела, которые прикрывает нижнее бельё, интимные и никто посторонний не может их видеть и трогать.

Такой подход поддерживает Совет Европы, запустивший кампанию «One in Five» против сексуального насилия над детьми. В рамках этой кампании детям предлагают сообщать корректные названия половых органов и учат их не стесняться говорить о них с родителями или врачами. Кроме того, детей учат отличать «хорошие» секреты (приятные и лёгкие) от «плохих» (внушающих страх или беспокойство) — вторыми обязательно надо делиться с родителями. Насильники часто создают вокруг своих жертв атмосферу секретности и стыда, и до тех пор, пока ребёнок молчит, родители могут и не догадываться о том, что он подвергся насилию.

Авторы таких программ опираются на данные многочисленных исследований, подтверждающие, что дети, не обладающие базовыми знаниями, чаще страдают от педофилов, чем их более подкованные сверстники. Похожие меры готовятся и в Малайзии, где в 2014 году разразился скандал, связанный с педофилом, изнасиловавшим десятки детей по всей Юго-Восточной Азии. Профессиональные объединения педиатров Малайзии высказались за введение подобных мер: несмотря на то что в малайзийском обществе на разговоры о сексе всё ещё наложено табу, врачи выступают за половое просвещение для детей — для их же безопасности.

По мере взросления дети начинают изучать и другие темы. В Нидерландах с маленькими детьми не говорят о сексе напрямую, но их постепенно подводят к этой теме: к семи годам школьники должны знать названия мужских и женских половых органов, а в возрасте одиннадцати лет — быть знакомыми с такими темами, как сексуальные домогательства и эрекция.

В канадской провинции Онтарио второклассники на уроках изучают вопросы согласия и половой неприкосновенности, третьеклассники знакомятся с концептами гендерной идентичности и сексуальной ориентации, а семиклассники узнают об опасностях секстинга и ЗППП. В Великобритании половое образование обязательно для детей 11 лет и старше. Некоторые элементы программы являются обязательными для изучения, в остальных случаях родители имеют право забрать ребёнка с уроков.

Специалисты считают, что в возрасте 9–11 лет школьники должны получать информацию о половом созревании и о том, как меняется их тело, а также узнать больше о давлении со стороны сверстников и как ему противостоять. В возрасте тринадцати лет и старше школьникам нужна информация об образе тела, беременности, воздержании, контрацепции, ВИЧ и других инфекциях, передающихся половым путём, а также разговор о том, как строить отношения.

Половое воспитание для подростков включает в себя рассказ о половом созревании, сексуальной ориентации и важности контрацепции и визитов к врачу. Уроки полового воспитания могут быть разделены между несколькими предметами, например биологией и обществознанием.

В последние годы мы чаще слышим о необходимости откровенно говорить с подростками о сексе — в первую очередь потому, что современным подросткам доступно намного больше порнографии, чем предыдущим поколениям, и они часто воспринимают порнофильмы как учебное пособие. Некоторые специалисты говорят, что половое воспитание лучше всего работает, когда с детьми обсуждают важные для них вопросы в комфортной обстановке, а не просто рассказывают о строении половых органов. Они считают, что лучших результатов помогают добиться доверительная атмосфера и честный разговор об этических и психологических аспектах отношений — уважении личных границ, согласии, удовольствии, сексуальной ориентации и представлениях о собственном теле.

По мере того, как табу на разговоры о сексе снимается, школьники начинают задавать больше вопросов. Правильные уроки могут помочь подросткам справиться с комплексами по поводу собственной внешности и своего тела, а иногда и с травлей со стороны одноклассников. Кроме того, некоторые современные специалисты говорят о том, что классы полового воспитания не надо разделять по полу: о женском здоровье и менструациях должны знать не только девочки, но и мальчики. По их мнению, такой подход формирует более простое и здоровое отношение к женскому здоровью.







В каком состоянии половое воспитание в России

В России половое воспитание до сих пор не внесено в школьную программу — не в последнюю очередь из-за консервативных тенденций последних лет. Взгляды сегодняшней власти лучше всего выразил Павел Астахов, заявив, что полового воспитания в России быть не может. В таком подходе нет ничего нового: в советских школах о сексе не говорили, а глава о репродуктивной системе появилась в учебнике анатомии только в 1986 году.

Сейчас из уроков биологии и ОБЖ школьники узнают о репродуктивной системе человека, протекании беременности, репродуктивном здоровье, профилактике ВИЧ и других инфекций и семейном праве. Но говорить о едином уровне полового воспитания в России нельзя: полнота и достоверность подаваемой на уроке информации целиком зависят от учителя. В половом воспитании девочек часто участвуют крупные бренды: их представители приходят в школы и проводят лекции о менструации и использовании прокладок и тампонов, а у P&G, например, есть сайт, где девочкам рассказывают в том числе и о половом созревании, и о том, как правильно пользоваться тампонами и прокладками.

В России до сих пор существует табу на разговоры о сексе, не только в школе, но и в семье. Согласно недавним статистическим исследованиям, о которых рассказал в беседе на «Эхе Москвы» член Экспертного совета по сексуальному образованию Европейского бюро ВОЗ Борис Шапиро, две трети родителей не могут говорить о сексе с детьми, притом что 80 % учителей считают, что половое воспитание должно вестись в семье. В результате дети часто сами начинают искать недостающую информацию — и находят её в интернете или узнают со слов сверстников. Уровень подростковых беременностей в России при этом остаётся высоким: по данным ООН на 2013 год, на тысячу девушек в возрасте от 15 до 19 лет приходилось по 30 беременностей. Более 60 % россиянок занимались сексом до того, как достигли 19-летнего возраста, при этом 70 % девушек-подростков признались, что хотели бы знать о контрацепции больше.

В 1990-е годы в России при участии ООН разрабатывалась программа полового воспитания, которая так и не была внедрена — по признанию Бориса Шапиро, она оказалась слишком откровенной и отпугнула родителей и учителей, ещё помнивших советскую систему образования с её стыдливым игнорированием репродуктивной системы человека. Тем не менее ООН настоятельно рекомендует российским школам ввести уроки полового воспитания, которые особенно важны на фоне эпидемии ВИЧ.

В последние годы в России наблюдается настоящий бум обучающих курсов по тому, как улучшить качество секса и доставить удовольствие партнёру, в основном нацеленных на женщин, — но они не могут заменить секс-просвет для взрослых. Половым воспитанием взрослых в нашей стране занимаются отдельные общественные организации — это лекторий «Секс-просвет», а также общества РАНИР и «Гроздь рябины». Деятельность последних сосредоточена в первую очередь на проблемах здоровья. Все они наиболее активны в интернете, а РАНИР издаёт журнал «Проблемы репродуктивного здоровья», который можно бесплатно скачать в PDF.
Почему взрослым тоже есть чему научиться

Многочисленные табу вокруг секса и неспособность родителей и учителей говорить «об этом» с детьми (ведущая к массе проблем во взрослом возрасте) — не только российская проблема: с ней же сталкиваются многие европейские страны, например Великобритания. В таких странах половым воспитанием могут заниматься НКО, где работают молодые волонтёры: им проще наладить контакт с подростками и молодёжью, которым интересны эти вопросы.

По похожему принципу устроены программы полового воспитания для взрослых. Хотя считается, что взрослый человек сам может понять, где у него проблемы, и найти нужного специалиста, это далеко не всегда так. По признанию Кейт Маккомбс, специалистки по сексуальному образованию из Нью-Йорка, не получив нужные знания в школе, взрослые сталкиваются с теми же проблемами, что и подростки: на них выливается огромное количество порнографии, рекламы секс-игрушек и курсов по тому, как доставить партнёру удовольствие, но при этом многие взрослые не умеют обсуждать свои предпочтения с партнёром или страдают от психологических травм. И если о правильном использовании секс-игрушек можно прочитать в интернете, то решением серьёзных проблем должен заниматься специалист.

Труднее всего приходится тем взрослым, кто не получил никакого полового воспитания. Об этом говорят и мигранты, переехавшие в более прогрессивные европейские страны, уже окончив школу. Молодые люди, приехавшие в Европу работать, с сожалением рассказывают о предрассудках, которые распространены в их родных странах. В Германии, столкнувшейся с наплывом мигрантов, для них создали специальный сайт, подробно рассказывающий о сексе — не только о здоровье и методах предохранения, но и о принятых в Германии способах знакомства, и культурных особенностях, связанных с интимной жизнью. Обязательные курсы полового воспитания для мигрантов ввели и в Норвегии. На них больше внимания уделяется адаптации к европейской культуре иммигрантов из стран с патриархальным укладом и лекциям о согласии, равноправии полов, и нормах поведения.
Правда ли, что консервативный подход неэффективен

Наряду с продвинутыми программами полового воспитания есть и другие, распространённые в отдельных консервативных странах Европы и некоторых штатах США. Они во многом повторяют самые первые программы полового воспитания, разработанные до сексуальной революции, и утверждают, что дети не должны ничего знать о сексе — для их же спокойствия и безопасности. К сожалению, такие программы имеют прямо противоположный эффект, и лучше всего это иллюстрируют американские исследования: именно в консервативных штатах подростки рано начинают заниматься сексом, плохо предохраняются и чаще беременеют. То же показывают исследования католической Северной Ирландии, где половое воспитание плохо развито, а аборты запрещены законом. То же самое можно сказать и о православной Румынии, одной из самых религиозных стран Европы, где на каждую тысячу девушек в возрасте 15–19 лет приходится по 35 беременностей.

Представители некоторых христианских конфессий активно выступают за консервативное половое воспитание: например, религиозные школы часто приглашают членов таких групп читать лекции перед учениками. Некоторые религиозные общины устраивают для своих членов «балы целомудрия» или другие обряды, на которых девочки дают обет сохранять девственность до брака.

Мало кто из выпускников религиозных школ действительно соблюдает все запреты, которые на них накладываются, — но при этом многие жалуются на тяжёлые психологические последствия после того, как их нарушают. Кроме того, люди, которым с детства внушили стыд перед всем, что даже косвенно касается секса, могут испытывать стыд не только перед новым партнёром, но и посещая врача. Очень часто консервативные программы манипулируют чувством вины, стыда, брезгливости и страха: они сравнивают тех, у кого было больше одного партнёра, с использованной клейкой лентой, и рассуждают о целомудрии как о долге перед обществом. Аналогичный фильм, показанный в России, пошёл ещё дальше и рассказал школьникам о телегонии (псевдонаучной теории о передаче генов первого партнёра первому ребёнку женщины, вне зависимости от того, кто стал отцом ребенка) и сравнил женщину, имевшую больше одного партнёра, с помойкой.

И если для многих такое сравнение покажется просто глупым, то какой вывод может сделать, например, жертва насилия? Элизабет Смарт, которую в 14 лет похитил и девять месяцев насиловал маньяк, рассказала, что подобные сравнения способны отнять у жертвы последнюю надежду. Справившись со своим тяжёлым опытом, она посвятила жизнь борьбе с насилием и теперь добивается того, чтобы школьникам рассказывали о сексуальном насилии и учили с ним бороться.
Почему это пропаганда здоровья, а не распущенности

ООН ещё в 1998 году признала правом человека доступ к достоверной медицинской информации, к которой относится и информация о контрацепции. В настоящее время ООН тратит огромные усилия на распространение полового воспитания в Азии и Африке, где особенно остро стоят такие проблемы, как ЗППП и ранняя беременность (вторая по частоте причина смерти девушек от 15 до 19 лет во всём мире).

Вряд ли общество в ближайшее время достигнет абсолютного консенсуса по тому, что именно рассказывать подросткам о сексе и когда. Центр исследования гражданского общества и некоммерческого сектора НИУ ВШЭ в 2013 году провёл опрос среди более 500 родителей, у которых есть несовершеннолетние дети. 62 % его участников считают, что в школах необходимо ввести курс полового воспитания, остальные 38 % против этого. При этом одно из основных опасений родителей — что уроки спровоцируют у школьников интерес к сексу. Однако трудно спорить с результатами исследований: если мы хотим, чтобы дети были здоровыми, не подвергались насилию и не сталкивались с ранними беременностями, стоит честно рассказывать им о сексе. Примеры стран Северной Европы, которые считаются одними из самых благополучных в мире по таким показателям, как подростковые беременности, венерические заболевания, и аборты, где количество подростковых беременностей стремится к нулю, а 80 % подростков предохраняется с самого первого сексуального контакта, доказывают, что правильно выстроенное половое воспитание в школе не приносит ничего, кроме пользы.

ФОТОГРАФИИ: Anna Kucherova — stock.adobe.com, Vlad Ivantcov — stock.adobe.com, cloud7days —stock.adobe.com, Couperfield — stock.adobe.com, lacamerachiara — stock.adobe.com, Khvost — stock.adobe.com, StockPhotosArt —stock.adobe.com

Рекомендуемые книги по теме